Сергей Прокопьев: «Потребление молока падает, но цены на молочные продукты могут вырасти»

25.07.2019

С 1 июля российские молокопроизводители работают в системе электронной ветсертификации «Меркурий», призванной сократить количество некачественной молочной продукции в магазинах. Это определенный рубеж, к которому отрасль и рынок подходят с волнением. Насколько оказался готов к работе в новых условиях Переяславский молочный завод? Чем живет сегодня предприятие и какие планы строит на будущее в интервью ИА AmurMedia рассказал директор Переяславского молочного завода Сергей Прокопьев.

— Сергей Геннадьевич, давайте начнем с наиболее актуального — с «Меркурия». Как работается в системе ветсертификации? Что даст «Меркурий» потребителю?

— Отображающий всю цепочку прохождения молока от поставщика до потребителя «Меркурий» призван снять вопросы по качеству молочных продуктов в магазинах. Фальсификатчики не смогут дальше торговать своей продукцией и будут вынуждены либо уйти с рынка, либо честно сказать, что в их упаковках. ПМЗ в качестве своей продукции уверен. Мы к «Меркурию» были готовы: заранее установили необходимое программное обеспечение, обучили персонал. Насколько гладко пройдет процесс отлаживания работы системы в целом по отрасли, покажет время, пока делать выводы рано. Насколько знаю, не вполне готова оказалась к старту процесса мелкая розница, многие ее представители не могут гасить электронные ветсертификаты. И как следствие — они будут терять покупателей и продажи. Серьезно опасаюсь роста цены на молочные продукты для конечного потребителя: на него лягут затраты поставщиков, производителей и магазинов на внедрение «Меркурия».

— Полгода назад ПМЗ отметил 80-летие. Что из себя представляет предприятие сегодня?

— Переяславский молочный завод — один из крупнейших переработчиков молока на Дальнем Востоке. По сути, с его строительства когда-то начиналась история пищевой промышленности Хабаровского края. Сегодня мы первые в регионе по производству цельномолочной продукции

— выпускаем 40% всего хабаровского молока. Потребитель знает нас под торговыми марками «Лазовское» и «Домашкино». Сейчас мощности завода позволяют перерабатывать до 250 тонн молока ежесуточно. Однако по факту получается меньше. Ограничивает высоко-конкурентный рынок. Тем не менее, завод выпускает более 80 наименований продукции, начиная с традиционных молока и кефира, заканчивая собственными разработками биойогуртов и бифителей с живыми бифидобактериями. В планах на 2019 год — выпуск нескольких новинок, в частности, оригинальных фруктовых кефиров. В целом, задачи у ПМЗ достаточно амбициозные и при этом тривиальные — увеличение объемов продаж, поддержание качества продукции на достойном уровне, удовлетворение меняющихся потребностей конечного покупателя и, возможно, выход на китайский рынок. К нему очень внимательно присматриваемся. Понимаем, что нужно азиатскому потребителю и готовы делать такие продукты.

— Общая проблема дальневосточных молокопроизводителей — дефицит сырья. Как ее решаете?

— Из-за климата у нас рискованный для сельского хозяйства регион. Молока мало. О том, что край не может полностью сам обеспечить рынок местной продукцией, говорит уже то, что основная часть молочки на прилавки наших магазинов поступает из других регионов. Мы постоянно ищем и привлекаем новых поставщиков, стабильно прирастаем ими. Сырье закупаем у местных фермеров. Собственных хозяйств не имеем, но кто знает, что будет лет через 10? Замечу, что губернатор Хабаровского края Сергей Фургал недавно обещал поддержку молокопроизводителям. Надеемся увидеть ее результаты в виде роста надоев цельного молока в крае уже в 2020-2021 годах.

— Использование сухого сырья в условиях дефицита сырого — общеизвестная среди производителей практика. Из него делают восстановленное молоко. Ваше отношение к этому продукту?

— Давайте разберемся, что такое «сухое молоко». Это не искусственный продукт непонятного содержания. Это натуральное молоко, избавленное от воды. В нем сохранены все полезные свойства молока, и при добавлении воды обратно оно полностью восстанавливается. Такое молоко широко использовалось в советские времена, и никого это не смущало. Сегодня соотношение сухого и натурального молока в продукции молочных заводов регламентируется нормативно-технической документацией. Если использование сухого молока в тех или иных продуктах запрещено законодательством — его там нет, если разрешено — информация об этом обязательно размещается на упаковке. И замечу по сухому молоку — вреда от него нет в случае, если продукт изготовлен проверенным поставщиком и восстановлен добросовестным производителем. Ранее, лет 10 назад, практически каждый из нас использовал сухое молоко. И не только с чаем или кофе, но и в детском питании. Потом его резко и незаслуженно демонизировали для населения. Восстановить некогда доброе имя будет сложно.

— Есть мнение, что россияне употребляют все меньше молока, выбирая более модные растительные аналоги. Согласны с этим?

— Да, потребление молока падает. Зато по молочным и кисломолочным продуктам —десертам, коктейлям — растет. Поэтому мы, следуя за тенденциями развития рынка, планируем расширить свою линейку продуктов именно в этих направлениях.

— «Лазовское» порой критикуют за то, что цены на ваши продукты ниже, чем у конкурентов. Почему так — сырье дешевле или качество ниже?

— Тут скорее вопрос к тем производителям, у кого слишком дорогое молоко — почему? Качество напитка у всех примерно одинаковое. И мы можем только предполагать, насколько натуральна и хороша продукция того или иного предприятия, поскольку не знаем достоверно, какие технологии оно применяет. И замечу, что не всегда дорогое молоко, позиционируемое как натуральное, настоящее.

Источник: АмурМедиа