Состояние делового климата в Дальневосточном федеральном округе

14.04.2009

14 апреля 2009 года в Москве в рамках Недели российского бизнеса состоялось совместное заседание Федерального совета РСПП и Экспертного совета РСПП , на котором обсуждался доклад о состоянии предпринимательского климата в 2008 году.

На совместном заседании Федерального совета РСПП и Экспертного совета РСПП выступил заместитель председателя Координационного совета объединений РСПП в ДФО, председатель совета директоров ЗАО «Переяславский молочный завод» Смоленцев Сергей Константинович.

2008 год для Дальневосточного федерального округа характерен нарастанием негативных явлений в социально-экономической сфере.

Значительные потери понесли отрасли, имеющие важнейшее значение для региона. С января 2008 по январь 2009 года вывозка древесины сократилась почти вдвое (55,7%), экспорт рыбы и морепродуктов сократился более чем в 5 раз (17,9%).

Сократились перевозки грузов (88,4%) и пассажиров (89,6%). Снизился объем выполненных строительных работ (72,8%) и вводимого жилья (66,6%), в четыре раза снизилось производство цемента, на 10% производство угля.

Характерно, что при небольшом увеличении оборота розничной торговли -102,5% (в прошлом году – 107,2%), оборот общественного питания снизился до 93,6% (в прошлом году 109,4%).

Растет количество убыточных предприятий, их удельный вес составляет от 25,4% в Приморском крае до 44,4%  в ЕАО. В среднем по округу каждое третье предприятие в начале года было убыточным.

Значительно выросла задолженность по заработной плате 157,7% (814 миллионов рублей).

Появилась напряженность на ранее трудодефицитном рынке труда российского Дальнего Востока.

Одной из сложнейших для экономики Дальнего Востока проблем остается тарифная политика естественных монополий, которая, на наш взгляд, по-прежнему нуждается в разумном регулировании. Это в интересах выравнивания условий для регионов и компаний, в интересах справедливой конкуренции, и, в конце концов, в интересах формирования единого экономического пространства в Российской Федерации.

К сожалению, действующая тарифная политика на транспорте фактически превращает российский Дальний Восток в своего рода экономический остров. Транспортный тариф зачастую делает бессмысленной перевозку продукции в центральные регионы России. Недавний пример тому – банкротство хабаровского производителя бытовой электроники - компании "ЕВГО", которая оказалась запертой на ограниченном рынке Дальнего Востока, быстро исчерпала его и потеряла перспективу развития.

При этом в значительной степени потребность дальневосточных компаний покрывается поставками из центральных областей, несмотря на дороговизну перевозки и наличие возможностей собственного производства такой продукции на предприятиях Дальнего Востока.

Поэтому наш Координационный совет поставил во главу угла налаживание кооперационных производственных связей в округе. Будем настойчиво использовать для этого как информационные технологии, так и организационный потенциал региональных объединений работодателей. Есть надежда на деятельную поддержку региональных властей в этом вопросе, которые проявляют заинтересованность в том, чтобы на нашем сайте работал «банк информации» о производственных возможностях и потребностях предприятий округа.

Лесная промышленность -  одна из ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Не секрет, что лесопромышленный комплекс переживает сейчас тяжелые времена. Конечно, влияет кризисное состояние мирового рынка, но нельзя умолчать и о том влиянии, которое оказал на лесной комплекс фактический запрет на экспорт круглого леса.

Безусловно, перевод российского лесного комплекс на производство продукции глубокой переработки леса выглядит идеологически привлекательным. А фактически это привело к тому, что позиции российских экспортеров леса в  значительной степени в одночасье оказались утраченными. Потому, что с принятием Россией ограничительных решений по вывозу круглого леса мировой рынок круглого леса не прекратил своего существования, и уходом российских поставщиков немедленно воспользовались предприятия Новой Зеландии, Канады, занявшие бывший российский сегмент рынка.

В итоге пока получается, как обычно: реализация решения отодвинута, а негативный результат уже достигнут.

В тяжелом положении оказались коллективы, рабочие отрасли, которые не могут с такой скоростью сменить мотопилу на тонкий инструмент краснодеревщика, а поселок лесозаготовителей превратить в центр высоких технологий с той скоростью, с какой принимаются судьбоносные для них решения.

Мы работаем в такое время, когда даже слово, комментарий политика оказывают влияние на котировки мировых рынков. Хотел бы просить, чтобы при принятии и даже обсуждении решений возобладал прагматический подход, скрупулезный, многомерный расчет всех возможных последствий. Не должно приниматься никаких решений, которые не приносят выгоды российской экономике.

Переход к более высокой степени переработки сырья – это правильное направление, но и российский сегмент на  мировом рынке круглого леса не хотелось бы отдавать. Надо реально относиться к тому, что международный рынок готовой продукции придется завоевывать понемногу. Конкуренты там никого не ждут. Меры по ограничению экспорта круглого леса должны сопровождаться активной поддержкой государства в продвижении готовой продукции российского лесного комплекса, особенно на международном рынке.

Производителей тревожит, что подобные явления наблюдаются и в других отраслях. Много вопросов в связи с введением новых технических регламентов на молочную продукцию. Сейчас в комментариях специалистов Роспотребнадзора, в средствах массовой информации продукция из натурального сухого молока вдруг превратилась в низкокачественный суррогат.

А ведь сушка молока в российских условиях, пожалуй, единственный способ выравнивания неизбежных сезонных колебаний в производстве живого молока.

Второе: как теперь относиться потребителю к продуктам детского питания, даже самые высококачественные из которых создаются на основе сухого молока? Неужели их тоже погоним с рынка? Наконец, для того чтобы решить вопрос о качестве продукции, нужно в каждом регионе иметь возможности инструментального контроля качества молока, которых сегодня просто нет.

Анализ текущей ситуации показывает, что введение регламентов пока не привело к повышению качества молочной продукции, но уже в определенной степени подорвало доверие потребителей и вызывает иррациональные деформации рынка.

В данный момент производство сухого молока падает, так как падает спрос от молочных заводов, не уверенных в сбыте продукции, т.е. молочных напитков. Например, в Новосибирской области практически ни один завод по производству сухого молока, кроме купинского «Консервщика», молоко не сушит. Как следствие в молочных регионах нашей страны  цены на сырье ниже себестоимости молока, и есть опасение, что коров начнут резать.

Поэтому мы предлагаем: перенести ввод технического регламента на 2-3 года для того, чтобы дать регионам подготовиться к его введению, а именно: нормализовать ситуацию с сезонностью в производстве молока; в целях борьбы с фальсифицированной продукцией оснастить все региональные лаборатории Роспотребнадзора оборудованием для определения фальсификата в молоке и масле, и  таким образом, решить проблему фальсификации в молочной промышленности.

Хотелось бы надеяться, что дальнейшее продвижение новых технических регламентов будет вестись осмотрительно, с учетом «сигнала обратной связи» и, в результате, сохранит доверие потребителей к рынку, которое особенно важно и дорого нам в кризисных условиях.